Когда оказываешься на блошином рынке Порт де Клиньянкур в Париже, понимаешь, почему здесь можно встретить очень состоятельных людей: охота за вещами с богатой историей – занятие более чем увлекательное. Ощутить этот азарт можно и на антикварных аукционах: в каталогах сотни предметов, у каждого из которых своя интереснейшая судьба.
Кстати, как говорят владельцы аукционных домов, все чаще на торгах они видят новые лица. Во время очередной волны экономического кризиса падает доверие ко всему, что еще недавно казалось незыблемым: недвижимость, ценные бумаги…
Антиквариат – возможность вложить деньги без риска: эти вещи с возрастом становятся только ценнее. Причем в истории без труда можно найти подтверждение этих слов – крупнейшие музеи мира начинались с частных коллекций. Когда в ХVIII веке в Европе все чаще стали раздаваться призывы открыть для публики собрания монархов и церкви, Лувр стал тем уникальным местом, каким мы знаем его сегодня. Эрмитаж также начинался с размещения коллекции Екатерины II . Приумноженное потомками, это собрание превратилось в Императорский публичный музей. Коллекционирование всегда было занятием избранных. К сожалению, пока у нас таких «избранных» немного. В свое время культурная традиция была прервана: вещи, которые передавались из поколения в поколение, назвали «старьем», «пережитком прошлого». В 90-е годы казалось, что интерес к антиквариату вернется, но люди, выросшие в типовых квартирах с типовой мебелью, настолько изголодались по красоте, что стали без разбора скупать новые вещи, приходящие из-за границы. «Ярко» стало синонимом «красиво» – отсюда аляповатые, порой даже дикарские интерьеры. Для настоящих старинных предметов места опять не нашлось.
Но время идет, и появляются люди, которых одни называют «новой буржуазией», другие – «новым дворянством». Они хотят жить не только стандартами примитивного потребления, но и жизнью полноценно одухотворенной. Их запросы становятся все более высокими и утонченными. Многие сегодня отдают предпочтение роскошным интерьерам, а здесь обязательно должен быть антиквариат, уводящий от шаблонности и ощущения, что находишься в дорогом отеле. Кстати, существует стереотип, будто антиквариату место исключительно в музеях, дворцах и замках, но зачастую предметы с историей легко находят свое место во вполне современных интерьерах.
Где можно найти антиквариат? Вопрос довольно сложный. Да, есть магазины, антикварные дилеры в Минске, Москве, но многие из них предлагают просто старые вещи – к примеру, мельхиоровые подстаканники, бабушкины стулья советской эпохи, что само по себе и неплохо, но это винтаж, ретро, а к антиквариату обычно причисляют предметы, возраст которых не менее пятидесяти лет. Найти их сложнее, но вполне реально. И у нас, и на блошиных рынках Лондона, Парижа, и, конечно, на аукционах.
Серьезная проблема, с которой сталкивается коллекционер антиквариата — подделки. Как же их избежать? Совет здесь может быть один – ищите профессиональных консультантов. Они порекомендуют, где можно найти предметы для коллекции в том или ином стиле, оценят вещь, проверят ее подлинность.
Как определить, профессионал перед тобой или нет? Человек, который действительно занимается антиквариатом, о своей коллекции может говорить часами, у него есть любимые предметы, которые он не отдаст ни за какие деньги. Непрофессионал же выдаст себя незнанием истории искусств, стремлением быстро продать вещь.
Конечно, может показаться, что все это слишком сложно: отыскать антиквариат, найти эксперта… Но люди, которые долгие годы занимаются коллекционированием, уверенно отвечают: дело того стоит. Главное — попробовать себя в роли охотника за историей – азарт придет постепенно, но останется в человеке навсегда..