Венецианская Биеннале 2017

В художественном мире старой Европы существуют две так называемые мега-выставки, которые традиционно отмечены в календарях искушенной публики. Первая называется Documenta и проходит один раз в пять лет в немецком Касселе, притягивая профессионалов от современного искусства. Вторая – это Венецианская биеннале, что каждые два года превращает итальянский город на воде в место массового паломничества не только галеристов, художников, кураторов, но и всех, хоть сколько-нибудь интересующихся современным искусством, дизайном, архитектурой.
Очутиться в эпицентре мирового арт-сообщества решили и мы. Нынешняя Венецианская биеннале проходила с 13 мая по 26 ноября 2017 года под лозунгом «VivaarteViva» – «Да здравствует живое искусство!» Слоган был выбран главным куратором биеннале француженкой Кристин Масель(главный куратор центра Помпиду в Париже) неслучайно. В эпоху тотального присутствия техники и технологий, которые не всегда используются в мирных целях, но часто становятся средством давления одних стран на другие, неизбежно возникает вопрос о месте и роли «живого» искусства, которое способно объединять и примирять.
Традиционно, Венецианская биеннале разворачивается на двух основных площадках: бывшем военном складе Арсенале, где был представлен кураторский проект Кристин Масель, с отобранными для участия 120 художниками со всех стран мира.Второй основной площадкой биеннале являются сады Джардини, где располагаются основные национальные павильоны стран.
Нужно сказать, что до того, как Венецианская биеннале стала объектом мирового туризма, количество национальных павильонов не превышало двух десятков. Однако в 80-е годы, когда участие в биеннале стало заявительным, и оплатив участие, по сути любая страна могла подать заявку на представление собственного проекта-павильона, количество участников разрослось до невероятных масштабов. К слову, Беларусь участвует в Венецианской биеннале с 2005 года, когда на ней были представлены работы отдельных художников Н.Залозная, И.Тишин, В.Цеслер и С.Войтченко. Свой же национальный павильон беларусы заявили лишь в 2011 году, с проектом KODEX.
Одним из главных и обсуждаемых событий в рамках 57-ой биеннале стала первая за последние 10 лет выставка британского художника ДэмианаХерста, эпатажного гения, тревожащего не только спокойствие художественного сообщества, но и кошельки богатейших людей мира. Бюджет выставки Херстасоставил около 50 млн фунтов. Говорят, еще до того, как биеннале открылась, около 70 % экспонатов уже были забронированы коллекционерами и иными покупателями.
Выставка ДэмианаХерста развернулась на нескольких локациях, основными из которых стали два Палаццо, принадлежащие одному из главных коллекционеров мира, большому поклоннику творчества британского художника – Франсуа Пино. Коллекция самого Пино насчитывает более 3 000 полотен, среди которых Пикассо, Мондриан, Моне и другие. В 2017 году мэрия Парижа согласилась предоставить здание центральной биржи для музея, в котором разместиться коллекция Франсуа Пино, состояние которого на 2016 год Форбс оценил в 11,9 млрд$.
Для бизнесменов уровня Пино причастность к такого рода событиям, как Венецианская биеннале является не просто развлечением, но способом приращения так называемого социального и культурного капитала. Контролируя такие бренды, как Gucci, AlexanderMcQueen и YvesSaintLaurent, Франсуа Пиновладеет аукционным домом Christie`s, а также конгломератом Kering, главным конкурентом группе LVMH, представляющим предметы и услуги уровня «люкс» — роскошную жизнь, одним словом. Зачастую именно в рамках таких событий, как Венецианская биеннале в одном месте и приблизительно в одно время, как правило на открытии, в Венецию съезжается весь мировой арт-бомонд, а также главные покупатели и клиенты таких компаний, как Kering. Что дает возможность провести сделки, что называется, не отрываясь от искусства.

Участие в Венецианской биеннале для художников – это всегда вызов и способ работы с определённым контекстом. Необходимость вписать свои работы в различные городские локации и здания Арсенале, ставит перед художникомархитектурные и дизайнерские задачи.
Так, например, многие критики отмечали впечатляющую своим масштабом работу аргентинской художницы Клаудии Фонтес «Лошадиная проблема», в которой фигура белой лошади буквально заполняет собой все пространство здания, упираясь в потолок, а фигура маленькой девочки контрастирует своей беззащитностью. По мнению художницы, в этой работе она обращается к историческим событиям военной кампании аргентинского правительства, решившего присвоить земли Патагонии, традиционно принадлежащие индейским племенам. Образ девочки перед лицом большой лошади, как и большого капитала – это метафора борьбы традиционных цивилизаций с неизбежностью большого капитала.

Остросоциальные темы, экология и гармоничное сосуществование человека и природы оказались весьма востребованными среди художников-участников 57-ой Венецианской биеннале. Так, к примеру, известный исландский художник, живущий в Берлине, ОлафурЭлиассон, сделал интерактивный проект – импровизированную дизайн-студию, где беженцы из разных стран, преимущественно, Сирии и Афганистана, предлагали зрителям биеннале совместно сделать так называемые «зеленые лампы»причудливых геометрических форм, которые потом поступали в продажу. Таким образом, художник подчеркивал моральную ответственность покупателей в эпоху потребления, когда вовсе не обязательным тратить огромные деньги на предметы роскоши, но можно приобрести дизайнерскую вещь, созданную руками тех, кто сегодня нуждается в поддержке.


Еще одним интересным проектом, совмещающим в себе и художественную, и социальную, и дизайнерскую составляющую стал национальных павильон Кореи, где представлена работа южнокорейских художников КодиЧой и Ли Вана о сути времени в нашей жизни. На большой стене размещены несколько сотен часов, показывающихразное время. Понять, время какой страны или какого города на часах – невозможно. Какие-то из них стоят, какие-то идут очень медленно, другие, напротив, слишком быстро. Суть в том, что время оказывается слишком субъективной категорией в современном мире, как и многие вещи.

Время в пространстве биеннале, когда даже за несколько дней невозможно охватить и ухватить все представленные арт-объекты, несется со скоростью коллайдера, тогда как время, на часах в собственной квартире или доме, имеет уже совсем другой темп.

Почему миллионы посетителей традиционно приезжают посмотреть на Венецианскую биеннале, готовые окунуться в быстротекущую здесь реку времени?
Это и вдохновение от «живого искусства», когда от многообразия жанров, красок и фактур, начиная от инсталляций, фотографий,живописи и заканчивая перформансами и интерактивными проектами (как в случае с ОлафуромЭлиассоном) — впечатлений хватит на два года, до следующей биеннале. Но помимо эстетического удовольствия такого рода крупномасштабные художественные события являются важной частью профессионального образования художников, архитекторов, дизайнеров. Именно на таких больших событиях лучше всего заметно, что главная дилемма в истории дизайна никуда не исчезла: с одной стороны, перед каждым дизайнером стоит задача обустройства, решения конкретных бытовых вопросов удобства, полезности, комфорта; с другой стороны, каждый из объектов интерьера является по-своему арт-объектом, выражающим вкусы, ценности и мировоззрение его владельца. И всегда приятно, когда, говоря о часах, висящих на стене, можно не просто указать бренд и стоимость, но рассказать целую историю времени, как это делают художники в рамках Венецианской биеннале.